queyntefantasye: (Default)
[personal profile] queyntefantasye
Как известно, во времена Советского Союза много усилий было положено на то, чтобы создать какое-то общее культурное пространство, которое связало бы республики (очень, естественно, между собой культурно отличные). Касалось это, конечно, и детской литературы, и во многом эти усилия были успешными: не зря в русском интернете говорят про "общих чебурашек", которые роднят выходцев из бывшего СССР.

Но тут уместно спросить: как и из чего создавалось это общее культурное пространство?

Грубо говоря, я бы поделила его на три общие части:

Во-первых, из текстов известных русских писателей, в основном, писавших после революции, но не только: например, Лев Толстой со сливой, съеденной бедным Ванечкой, и Алексей Толстой, и Николай Носов с его Незнайкой, и Успенский с Чебурашкой.

Во-вторых, из переводных текстов. Это, кстати, уникальная черта советской детской литературы - то, насколько прочно в ней обосновались переводы из других языков, даже если не считать "переделок", вроде Буратино и Элли, идущей в Изумрудный Город. Тут и Астрид Линдгрен, и Туве Янссон, и Джанни Родари, и братья Гримм с Андерсеном, и Свифт с Дефо (вовсе для детей не предназначавшиеся).

Эти две категории вместе взятые и формируют "общую" советскую культуру, зачастую идеологически мотивированную (тут и социальная сатира у Носова, и коммунист Родари, и отредактированная "Русалочка" Андерсена) или хотя бы нейтральную. Но есть еще и третья категория, которая часто игнорируется: более "локальные" тексты, известные в отдельных республиках, особенно написанные на местных языках.

И тут получается интересная вещь: "общие чебурашки" обычно оказываются русскоязычными и ожидается, что все выходцы из бывшего СССР будут с ними знакомы. Но если с текстами из первых двух категорий действительно большинство знакомы, т.к. они широко популяризовались и обсуждались, то более "локальные" русскоязычные тексты зачастую не получили такого же распространения.
Например, я до недавнего времени совершенно не была знакома с книгой Александры Бруштейн "Дорога уходит в даль". И казалось бы, учитывая, что действие книги происходит в Вильне, то в Беларуси она должна была быть известна: но нет - ни разу никто мне ее не посоветовал, не обсуждал, не упоминал.
Или, например, "Кондуит и Швамбрания" Льва Кассиля, которую я прочла совершенно случайно, когда мы в Крыму гостили у друзей мамы. Ни до, ни после, во время своего пребывания в Минске, я не видела этой книги, не слышала о ней упоминаний.

Я не пытаюсь сказать, будто эти книги коварно прятали от беларуских детей, но даже в моем детстве, на самом излете СССР, доступ к книгам регулировался не спросом, а распределением, и можно понять, почему эти две книги не распространялись повсеместно по всем республикам - особенно учитывая, что они часто слишком правдивы, и оттого идеологически невыдержаны (а Оську из "Кондуита и Швамбрании" расстреляли в репрессиях 1938-го).

Зато у нас были свои чебурашки, как, полагаю, и в других республиках.
Например, очень любимые мной "Палесскія рабінзоны" Янкі Маўра, или там "Эльдарада просіць дапамогі" Алеся Якімовіча. Міхась Лынькоў и его "Міколка-паравоз" и "Пра смелага ваяку Мішку і яго слаўных таварышчаў". Ну и, конечно, Уладзімір Каратцевіч: "Дзікае паляванне караля Стаха" да "Чорны замак Альшанскі" - исторически-детективные истории, куда уж интереснее для школьного возраста!

И получается иногда так, что все чебурашки-то равны, то некоторые чебурашки немного равнее других. Несомненно, можно равняться только на произведения первых двух категорий, но это, в принципе, попытка притвориться, что советская культура - гомогенна (и вся на русском языке). Понятно ведь, что это иллюзия, которая должна была бы сразу после падения СССР раствориться, но все равно - держится. В эмиграции она попадается двух видов: а) ностальгическая (когда мы все были народы-братья и молились на одного и того же Буратино), и б) идеологическая (Беларусь - не страна, культуры у вас нет, и язык ваш не язык, а диалект). Ну и вывод: чебурашки у нас общие, все мы в эмиграции равны - все мы русские.

Да, так вот, я хотела спросить: тут ведь много людей из разных концов бывшего СССР. Расскажите мне про ваши "локальные" детские книжки: те, которые были вокруг, а потом оказалось, что в других республиках о них и не слышали. Будем восполнять пробелы.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2015-02-16 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com
Очень интересное исследование!
У нас в Ташкенте были специфические местные Тимуры, боровшиеся с басмачами.
Была еще обалденная книжка - не помню название, про Джунгарию, Яркенд - то, что сейчас уйгурский Китай. Действие происходило в 19 веке. Приключения и географическости. Перечитывала ее много раз, но вот не помню названия, позор мне.
Ходжа Насреддин - бесконечный - невинное детское переложение.
В основном я жила на переводных сказках. И Кассиля не читала в детстве, а Чебрашка был сильно позже, в детстве уже моего сына. От советского меня оберегали, тогда советские герои были очень связаны с гражданской войной.

Date: 2015-02-16 10:11 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
У меня была трилогия, кажется, про Ходжу Насреддина, написанная Леонидом Соловьевым.
как результат, я долгое время не знала, что это фольклорный персонаж.

А можно пример местного Тимура? просто для справки. если вспомните.

(no subject)

From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] galinakuksa.livejournal.com - Date: 2015-02-16 11:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] steissd.livejournal.com - Date: 2015-02-17 04:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com - Date: 2015-02-17 04:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] impudent-squaw.livejournal.com - Date: 2015-02-17 12:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com - Date: 2015-02-17 12:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] impudent-squaw.livejournal.com - Date: 2015-02-17 12:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] steissd.livejournal.com - Date: 2015-02-17 03:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-17 03:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rositsa.livejournal.com - Date: 2015-02-17 05:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-17 05:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rositsa.livejournal.com - Date: 2015-02-17 06:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-17 06:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rositsa.livejournal.com - Date: 2015-02-17 06:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-17 09:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rositsa.livejournal.com - Date: 2015-02-18 02:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-16 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] impudent-squaw.livejournal.com
Оно потом сравнялось, во взрослом возрасте, переводили и грузин и белорусов и киргизов и прочих нацменов))

Date: 2015-02-16 10:13 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Да они довольно рано начали переводить, но тем не менее "общей" культурой это не стало. Или не все стало, по крайней мере.

Так, отрывки какие-то. Дуболго Пичай.

(no subject)

From: [identity profile] impudent-squaw.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com - Date: 2015-02-16 11:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-16 11:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com - Date: 2015-02-16 11:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-16 11:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nadjavandelft.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:43 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-16 09:17 pm (UTC)
From: [identity profile] mamzel-rita.livejournal.com

Я из Прибалтики ( жила в РФ под Питером, в Эстонии и Латвии) сказки были разные, с местными героями
Любила эстонского писателя, который писал про Бороду, автора не помню, а так разговариваю с моими ровесниками, почти не заметно различие в сказках )
Кстате, помню были книги сказкм народов мира и сказки народов СССР, но я маленькая читала все, что мне поподалось под руку )))) даже и не упомнишь
Карельские авторыдаже были )

Edited Date: 2015-02-16 10:05 pm (UTC)

Date: 2015-02-16 10:16 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Про Бороду - это который Эно Рауд? :) Я его, кажется, в переводе на украинский читала в детстве. («Муфтик, Півчеревичок і Мохобородько»)

Да, да, сборники сказок помню!
у меня, кстати, был волшебный сборник скандинавских сказок. до сих пор по нему тоскую.

(no subject)

From: [identity profile] mamzel-rita.livejournal.com - Date: 2015-02-17 08:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-17 05:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mamzel-rita.livejournal.com - Date: 2015-02-17 06:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-17 07:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] undamaris.livejournal.com - Date: 2015-02-17 07:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mamzel-rita.livejournal.com - Date: 2015-02-17 08:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-17 09:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mamzel-rita.livejournal.com - Date: 2015-02-17 09:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-16 09:20 pm (UTC)
From: [identity profile] aritina.livejournal.com
Сложно определить, какие книги были общими чебурашками, а какие местными :)

Кондуит и Швамбрания у меня были (Ленинград), но, кажется, никто из знакомых эту книгу не читал :) То есть она была на слуху, но не была интересна.
Была Чарская, но она писала про гимназистов и, наверное, появилась уже в постсоветское время...
Были какие-то книги "про блокаду", но я не помню ни авторов, ни названий. Вообще книги о войне были какой-то важной темой на уроках литературы, и мы их из-под палки читали. Но это уже было точно совсем российское время. Ближе к двухтысячным.
Ещё были детские книги про Ленина. Их, кажется, знают все.

Date: 2015-02-16 09:39 pm (UTC)
From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com
Вспомнила, у нас была книжка, как Ленину узбеки написали письмо, спрашивалаи, как жить дальше? а он повелел им жить хорошо и устроить колхоз и прорыть каналы. Они так и сделали.

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aritina.livejournal.com - Date: 2015-02-17 08:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-17 05:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mazowiecki.livejournal.com - Date: 2015-08-03 11:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-08-14 09:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rositsa.livejournal.com - Date: 2015-02-17 05:34 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-16 09:46 pm (UTC)
From: [identity profile] toujours-murr.livejournal.com
Ты знаешь, "Дорога" и в Москве была редкостью.
Мне она досталась в изрядно потрепанном виде от мамы, которая в своем детстве получила ее как приз за какой-то конкурс.

Date: 2015-02-16 10:21 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Я верю.
Но я про нее ВООБЩЕ никогда не слышала.

И мама тоже никогда (я вот только что спросила). Мама выросла в Керчи, потом жила в Минске.

(no subject)

From: [identity profile] undamaris.livejournal.com - Date: 2015-02-17 03:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-17 03:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] undamaris.livejournal.com - Date: 2015-02-17 04:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-17 05:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] undamaris.livejournal.com - Date: 2015-02-17 07:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] varana.livejournal.com - Date: 2015-02-17 07:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-17 05:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maiastra.livejournal.com - Date: 2015-02-17 01:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-17 05:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fiona-grady.livejournal.com - Date: 2015-02-19 05:23 am (UTC) - Expand

Date: 2015-02-16 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] nadjavandelft.livejournal.com
полесские робинзоны я в детстве читала и любила но брала в библиотеке, поэтому вообще не помню - про что это.
то же и - Миколка-паровоз.

Date: 2015-02-16 10:22 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
А ты где выросла, напомни?

в переводе на русский читала?

(no subject)

From: [identity profile] nadjavandelft.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] galinakuksa.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nadjavandelft.livejournal.com - Date: 2015-02-16 11:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] galinakuksa.livejournal.com - Date: 2015-02-16 11:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] goodwife.livejournal.com - Date: 2015-02-17 11:56 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-16 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] nadjavandelft.livejournal.com
и кассиль и бруштейн - были в моей библиотеке и зачитывались почти наизусть.
а еще - катаев.

Date: 2015-02-16 10:09 pm (UTC)
From: [identity profile] galinakuksa.livejournal.com
Я читала все, что ты упомянула, включая Мавра и Бронштейн, Кассиль у нас был довольно популярен, особенно Будте готовы, ваше высочество! Про Муфту, Полботинка и Моховую бороду тоже. Хаджа, до сих пор на все случаи жизни помню поучительные истории. Дональд Биссет был любим. Мушкетеры! О! Эти вообще для меня всё! Корчак. Рыбаков. На излете детства Крапивин. Т.к. моё детство прошло большей частью на Смоленщине, то и литература была русско-беларускаярусско-беларуско-украинско-прибалтийская. А т.к. после школы я училась три года в Могилеве, то и язык освоила прилично и читала, то что не переводили достаточно быстро, то уж не считать беларускую культуру и язык за несамостоятельные я не могу. Но я "неправильная" русская ))) мне это любят некоторые русские объяснять.

Date: 2015-02-16 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
О да, кстати, Корчак!
а я даже и не знала, что Кассиль еще для детей писал.

ты правильная, правильная! за это мы тебя и любим. :)

(no subject)

From: [identity profile] galinakuksa.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] galinakuksa.livejournal.com - Date: 2015-02-16 11:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-16 11:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] galinakuksa.livejournal.com - Date: 2015-02-16 11:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-17 12:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] undamaris.livejournal.com - Date: 2015-02-17 07:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alekstmax.livejournal.com - Date: 2015-02-17 06:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] galinakuksa.livejournal.com - Date: 2015-02-16 11:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com - Date: 2015-02-16 11:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] galinakuksa.livejournal.com - Date: 2015-02-16 11:28 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-16 10:25 pm (UTC)
From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com
А еще кстати, я лет с 10 предпочитала нехудожественное читать. И сейчас тоже.

Date: 2015-02-16 10:27 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
А что вы, например, лет в 10 читали нехудожественного?

(no subject)

From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-16 10:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-16 11:16 pm (UTC)
From: [identity profile] galinakuksa.livejournal.com
Интересное совпадениесовпадение, что ты об этом написала. На днях мне не спаслось и я лежала думала о своих учителях, вспомнила и о преподавателе детской литературы. Она, кажется, как начала преподавать этот предмет сразу после войны, так занятия и не меняла. Она вообще не упоминала о современной тогда советской детской литературе, а какие там были алмазы в 70-х, 80-х! Говорила только о довоенной и сразу после войны. Хотя, про Крапивина она упомянула, но с презрением и то, самые ранние его произведения небрежно раскритикована.
И ещё, мы, все мои друзья, дружно не любили Бианки, вот почему ему такая нелюбовь?! Думаю тем, что нас им излишне ретиво пичкали. Зато, когда появились первые книги Даррелла, все в драку кинулись их читать, хотя уже и не дети были. А до этого, помню, только стоило сказать, что книга про природу - сразу дружное фи! Я сейчас говорю про тех моих друзей, кто читал. Кто не читал, тот ничего не заметил.

Date: 2015-02-16 11:27 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Люблю очень Крапивина! до определенного момента.

Даррелла страшно любила, но также читала и Сеттона-Томпсона, например.
Даррелл, мне кажется, интересен тем, что там все-таки природа наблюдается через глаза человека. Иначе либо животные очеловечиваются, либо очень трудно следовать истории и сопереживать.

Date: 2015-02-16 11:20 pm (UTC)
From: [identity profile] swid.livejournal.com
Но наличие, помимо т.н. общих чебурашек, и локальной детской литературы, которая была распространена только на определенной территории - это ведь классическое конструирование национализма в империи - наднациональном образовании. Как языки - есть язык империи, есть языки ее провинций. Это же необходимо, чтобы на корню бороться с (возможными) зачатками национальнизма и претензий локальных элит на национальное самоопределение - суверенитет - право на территориальную независимость. Типа "и вашим, и нашим". Было бы странно, если не было бы локальной детской (и не только детской) литературы.

Что же касается лично меня, то я в детстве зачитывалась карельскими и эстонскими сказками :) ну и "Сампо лопаренок" у меня был хит. Но у меня родня по женской линии с Севера России - Карелия, Мурманская область, Архангельская область.

Date: 2015-02-16 11:25 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Да, логично.
При этом к языку и литературе как инструментам национализма советская литература относится очень сурово. Например, в "Педагогической поэме" Макаренко: украинский язык красив и мелодичен, пока им щебечут необразованные дивчины-красавицы, и тут же становится уродливым и угрожающим как только кто-то выбирает им говорить, хотя может по-русски.

"Сампо-лопаренок" у меня на пластинке был!

(no subject)

From: [identity profile] swid.livejournal.com - Date: 2015-02-16 11:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-16 11:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-17 02:26 am (UTC)
From: [identity profile] dzhin-dzhit.livejournal.com
То, что могу вспомнить, но не знаю, чьи это чебурашки:
- Три тома про Элли и три про Энни - Волкова.
- Капитан Сорви-голова.
- Носов.
- Лондон (про животных).
- Ошибка Одинокого Бизона - Шульца. И, ео же - С индейцами в Скалистых горах - это вообще зачитано было до дыр.

А дальше уже пошло более взрослое. Даррелл, О'Генри и т. д. и т. п.

Date: 2015-02-17 02:42 am (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Общее, наверное, кроме последнего, про Одинокого Бизона. По крайней мере, оно мне не знакомо.

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-17 02:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dzhin-dzhit.livejournal.com - Date: 2015-02-17 02:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-17 04:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dzhin-dzhit.livejournal.com - Date: 2015-02-17 04:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-17 05:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dzhin-dzhit.livejournal.com - Date: 2015-02-17 05:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] forwalaka.livejournal.com - Date: 2015-02-17 08:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dzhin-dzhit.livejournal.com - Date: 2015-02-17 03:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rositsa.livejournal.com - Date: 2015-02-17 05:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dzhin-dzhit.livejournal.com - Date: 2015-02-17 05:49 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-17 03:51 am (UTC)
From: [identity profile] undamaris.livejournal.com
Если брать Урал, то "Могила Таме-Тунга" Нефедьева. Еще Крапивин, но мне кажется, он более "глобален".

Date: 2015-02-17 03:55 am (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Крапивин да, глобален.

А про первую книгу не слышала никогда! где там действие происходит?

(no subject)

From: [identity profile] undamaris.livejournal.com - Date: 2015-02-17 04:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-17 04:13 am (UTC) - Expand

Date: 2015-02-17 03:52 am (UTC)
From: [identity profile] steissd.livejournal.com
Возможно, это — специфика Белоруссии. Потому что в России или Азербайджане книги этих авторов были вполне доступными. Кассиль и Бруштейн принадлежали к народу, который Машеров на дух не переносил (доходило до того, что антисемитские опусы, которые были непроходными в Москве, печатались в белорусских издательствах на русском языке — в частности, работы Бегуна, Евсеева и им подобных, которые от антисионизма скатывались в незакавыченное цитирование классиков нацизма). В результате этого книги Кассиля и Бруштейн могли просто не рекомендоваться к закупкам в детские библиотеки и распространению через книжные магазины.

Date: 2015-02-17 03:54 am (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Тоже вариант, интересно.

Но вообще из Урала со мной соглашаются в комментариях выше.

Date: 2015-02-17 05:25 am (UTC)
From: [identity profile] baqz.livejournal.com
Конкретно "Кондуит и Швамбрания" была редкой (и обычно рассыпающейся) библиотечной книгой и, например, в продаже её ни разу не встретилось.

Date: 2015-02-17 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Мне даже и в библиотеке не попадалась...

(no subject)

From: [identity profile] victoria-riepi.livejournal.com - Date: 2015-02-17 09:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-17 09:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] victoria-riepi.livejournal.com - Date: 2015-02-18 05:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-18 04:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] victoria-riepi.livejournal.com - Date: 2015-02-18 05:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-18 05:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] victoria-riepi.livejournal.com - Date: 2015-02-18 08:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-18 08:58 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-17 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] logophilka.livejournal.com
Очень интересно.

Боюсь, что как москвичка ничем оригиналным порадовать не могу - но вот "Маму, папу, восемь детей и грузовик" знают не все, а для какого-то круга, включая меня, это прямо чебурашка.

Date: 2015-02-17 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Хм.
Нет, никогда не слышала.
Но это тоже может быть московский чебурашка :)
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-18 03:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] frau-baraban.livejournal.com - Date: 2015-02-18 04:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] frau-baraban.livejournal.com - Date: 2015-02-18 04:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] logophilka.livejournal.com - Date: 2015-02-18 04:42 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-17 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] mussi-pussi-my.livejournal.com
Я выросла в Беларуси. Кроме тобой перечисленных Мавра , Короткевича я зачитывалась Мележем , например. Спасибо школьной программе и замечательной учительнице беларускай мовы , они привили мне любовь к бел. литературе .Плюс в совсем уж детском ( советском) возрасте помню писателя Короткевича. Но он такой , слишком уж идеологически верный был. Сейчас его вряд ли кто читает.
Ну и Васiль Быков , конечно. Это глыба.

Date: 2015-02-17 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Ты знаешь, у Короткевича многое и правда слишком идеологически верно, но кое-где он просто увлекается историей. Вот "Дзікае палявання" я бы и сейчас рекомендовала...

А вот Мележ мне, кажется, не попадался. Надо почитать!
И Быкова тоже. я кое-что читала, но в то время меня как-то не тронуло.

(no subject)

From: [identity profile] mussi-pussi-my.livejournal.com - Date: 2015-02-18 07:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-18 04:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rositsa.livejournal.com - Date: 2015-02-18 03:08 pm (UTC) - Expand

веселая карусель

Date: 2015-02-17 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] logophilka referenced to your post from веселая карусель (http://logophilka.livejournal.com/309255.html) saying: [...] Дети почти здоровы, я снова заболела. Смотрим "Веселую Карусель". А вот тут [...]

Date: 2015-02-17 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] dao-nyxa.livejournal.com
Свердловским школьникам в 85-е... 90-е каждый год в мае на окончание очередного класса дарили очередную книжку Крапивина. А еще моя тобольская подруга утверждала, что у них книжные завалены Кортасаром - исключительно 2-м томом, с культовой "Игрой в классики"; она скупала и дарила однокурсникам; так Хулио стал уральским чебурашкой.

Date: 2015-02-17 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Это замечательно сказано...
*мечтательно* так Хулио стал уральским чебурашкой.
как название чего-то очень сюрного.

(no subject)

From: [identity profile] undamaris.livejournal.com - Date: 2015-02-17 07:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-17 09:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] victoria-riepi.livejournal.com - Date: 2015-02-17 09:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-17 09:59 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-17 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] rositsa.livejournal.com
совершенно не была знакома с книгой Александры Бруштейн "Дорога уходит в даль".
...
"Кондуит и Швамбрания" Льва Кассиля

Антисемитизм же!

Date: 2015-02-17 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Да, там уже выше то же самое сказали.

(no subject)

From: [identity profile] rositsa.livejournal.com - Date: 2015-02-17 05:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-17 05:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rositsa.livejournal.com - Date: 2015-02-18 03:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-18 03:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rositsa.livejournal.com - Date: 2015-02-18 03:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-18 04:19 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-17 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] alekstmax.livejournal.com
Москва.Жюль Верн,Буссенар,Кассиль,Даррелл,Катаев,Каверин,Бруштейн.
А еще читала совершенно потрясшую меня книгу,якобы основанную на реальных событиях,что особенно и впечатляло:"Слушайте песню перьев".Автора уже не помню,к сожалению.Там история канадского индейца-полукровки(его мать полька попала в Канаду,сбежав с царской каторги) в Польше времен 2-ой мировой войны.

Date: 2015-02-17 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Ого!
а она в интернете есть!
приобщусь.

(no subject)

From: [identity profile] alekstmax.livejournal.com - Date: 2015-02-18 12:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rositsa.livejournal.com - Date: 2015-02-18 02:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alekstmax.livejournal.com - Date: 2015-02-18 02:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rositsa.livejournal.com - Date: 2015-02-18 02:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alekstmax.livejournal.com - Date: 2015-02-18 02:59 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-18 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] frau-baraban.livejournal.com
Очень интересный пост и содержательные комментарии. Приятно познакомиться, я из Ташкента. В моем детстве были и Брунштейн и Кассиль, но так же, из экзотики, которую почему-то больше никто не знает, были:
Софья Радзиевская "Рам и Гау", "Болотные Робинзоны"
Г. Мало "Без семьи" (смешно, это одна из самых первых прочитанных самостоятельно книг, и у меня она до сих пор проходит под "Гэ Мало", а он оказывается Эктор Мало)

Date: 2015-02-18 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Болотные Робинзоны? как интересно! то есть в каждом регионе свои робинзоны.

спасибо большое за список, даже и не слышала про эти книги.

(no subject)

From: [identity profile] frau-baraban.livejournal.com - Date: 2015-02-18 04:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-18 04:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] frau-baraban.livejournal.com - Date: 2015-02-18 04:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-18 09:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] frau-baraban.livejournal.com - Date: 2015-02-19 08:10 am (UTC) - Expand

Date: 2015-02-18 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] rositsa.livejournal.com
Я тут подумала и решила, что немалую роль в создании единого че-поля сыграло кино/ТВ.

Возьму примеры из жанра «приключения, классика зарубежных авторов».

Три мушкетёра и Холмс экранизированы и показаны много и часто – и не просто общеизвестны, но и разошлись на мемы.

Остров сокровищ и Дети капитана Гранта демонстрировались меньше – и хотя общеизвестны, но не меметичны.

Зверобой и Айвенго, а также капитаны Немо и Блад показывались ещё реже – и уже не так популярны. (Хотя с Бладом сыграло свою роль то обстоятельство, что он писал в н. XX в, а переведён на русский язык был аж при Брежневе).

А, к примеру, Роб Рой и капитан Сорвиголова не экранизировались, и потому известны далеко не всем. Хотя и без региональных особенностей.

Date: 2015-02-18 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Я не уверена, что соглашусь.
Тут, мне кажется, еще и поколение. Все-таки Вальтер Скотт - это чуть пораньше.

Вы не читали "Тайну двух океанов"? там есть в конце разговор про Роб Роя - то есть автор уверенно ожидает, что все будут очень близко знакомы с книгой.

Я и не знала, что про Зверобоя, капитана Немо и Блада были кино.
скорее, мне кажется, они популяризовались как часть "мальчишечьей" культуры. через аллюзии.

(no subject)

From: [identity profile] rositsa.livejournal.com - Date: 2015-02-18 03:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-18 04:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rositsa.livejournal.com - Date: 2015-02-18 04:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-18 05:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rositsa.livejournal.com - Date: 2015-02-19 05:32 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-18 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Не по делу: а как отредактировали "Русалочку"?

По делу: может, Вадим Шефнер такой московский чебурашка? Никто его не упоминает. А Карл Мей, похоже, был переводным вильнюсским чебурашкой; вильнюсский муж им зачитывался, как Фенимором Купером и Майн Ридом, а я впервые услышала только во взрослом возрасте.
А общесоветстким (as opposed to французким!) чебурашкой ещё был Дюма; у нас он был несомненным номером один в своём жанре, а во Франции совершенно не котируется, и уж точно несравним с Дрюоном.

Date: 2015-02-18 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Это очень христианская сказка, но почти все это было опущено в советском переводе (вот тут немножко, и в комментариях: http://queyntefantasye.livejournal.com/61525.html)

Да, может быть. Я, по крайней мере, не знаю, ни Шефнера, ни Мея.

Кстати, Майн Рида в Америке вообще никто не знает, ни-кто.

(no subject)

From: [identity profile] fiona-grady.livejournal.com - Date: 2015-02-18 07:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-18 08:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fiona-grady.livejournal.com - Date: 2015-02-19 01:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-19 01:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fiona-grady.livejournal.com - Date: 2015-02-19 05:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nu57.livejournal.com - Date: 2015-02-18 10:39 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-18 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] fiona-grady.livejournal.com
Все это очень интересно, но сама ничем порадовать не могу. Во первых, я москвичка, во вторых, почти все участники вашей дискуссии очевидно годятся мне в дети. В моем далеком детстве существовали несколько знаменитых издательств для детей: Золотая библиотека детской литературы, например. Или Библиотека мировой литературы для детей. Там были и Кассиль, и Леонид Пантелеев, и Анаталий Рыбаков, а Александр Грин, и полно прекрасных русских и советских детских и недетских писателей. А их иностранных там были Киплинг, Жюль Верн, Сетон Томпсон, Дюма. Это только первое, что пришло в голову. Книга Александры Бруштейн "Дорога уходит вдаль" в огромном мере книга про евреев. Поэтому она была издана маленьким изданием, не перееиздавалась, и передавалась из поколения в поколение. Все еврейские дети в моем окружении ее знали, а вот не евреи отнюдь не все. Но вы совершенно правы вот в чем: даже при огромном выборе детских и юношеских книг, очень мало было переводов с языков советских республик, и тамошние авторы нам были почти неизвестны.

Date: 2015-02-18 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Про Бруштейн интересно, конечно. То есть, по сути, это тоже была книга малой народности, хоть и на русском.
Про Кассиля выше интересно рассказывают, как редактировали и почему мало издавали, начиная с расстрела Оськи.

А что Рыбаков писал для детей?

(no subject)

From: [identity profile] fiona-grady.livejournal.com - Date: 2015-02-18 09:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com - Date: 2015-02-18 11:33 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

queyntefantasye: (Default)
queyntefantasye

January 2022

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526 272829
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 9th, 2025 06:58 am
Powered by Dreamwidth Studios