![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
С тех пор, как я подписалась на ru psiholog, жизнь моя заиграла новыми красками (уже думаю убирать из ленты, ибо трудно переносить столько красочности ежедневно).
Например, сегодня там спрашивают о том, как почувствовать себя женщиной, а то вроде бы все правила женственности соблюдены с точностью, а ощущений обещанных все нет.
Я девушка, мне 23 года. Я объективно привлекательна, стройна, женственна.
Проблема в том, что я будто не чувствую себя женщиной. Ощущение, что я осталась где-то на уровне школьницы лет 15, у которой уже есть грудь и она не знает, что с ней делать.
У меня длинные волосы, маникюр-педикюр, каждое утро старательно выравниваю цвет лица и рисую идеальные брови, ношу платья, каблуки, а еще люблю очень свою кожаную юбку.
Постойте, подумала я, что-то очень похоже на классический imposter syndrome: вроде бы все сделано как надо, и брови даже идеально нарисованы, платья-каблуки-локоны - но при этом остается чувство фальши. Как будто ты не на своем месте, а только притворяешься. Пробрался на это место обманом, и вот скоро придут, обнаружат, с позором погонят.
А почему так? Мне кажется, дело тут в том, что авторка купилась на конструкт женственности: будто бы быть женщиной - это значить собирать нужные для этого атрибутысобрал сто канализационных люков - получил трактор Беларусь. Классический imposter syndrome определяется как неспособность интернализировать свои заслуги и достижения. И то, что описывает авторка, очень напоминает такую экстернализацию: гендерная принадлежность оказывается типом достижения и требует того, чтобы на нее каждый день и час с отдачей работали, рисуя брови и вышагивая на каблуках.
Но проблема в том, что в случае с другими достижениями (например, написанием гениального романа, постройкой ракеты или даже, скажем, преподаванием) - между внутренними способностями и внешними достижениями есть прямая связь, и imposter syndrome появляется только в тех случаях, когда по каким-то причинам эта связь не до конца распознается. А вот в случае "постройки" женственности такой связи нет. Ну нет ее - все то, что описала бедная авторка, все эти маникюры-педикюры, искусственно-ровный цвет лица, идеальные брови и т.д. никак прямо не связаны с ее полом. Соответственно, присутствие или отсутствие этих атрибутов само по себе никак не может делать кого-то более или менее женщиной, а только может приводить этого кого-то в более или менее близкое соответствие с неким идеальным образом с картинки журнала.
Но штука-то тут в том, что соответствие идеальному образу может быть только более или менее близким - точным оно быть не может. Более того, даже максимально приблизившись к такому идеальному образу, женщина неизбежно испытывает разочарование, так как образ этот полностью экстернален, и никак не связан с реальным человеком, который его носит. Получается, что женщина как бы "гостит" в своем собственном теле, тщательно построенным в соответствии с гос-стандартами, и чувствует себя, как она сама говорит, школьницей, "у которой уже есть грудь и она не знает, что с ней делать." И, мне кажется, в этом и ответ. Чтобы быть женщиной, не обязательно что-то делать с грудью, бровями, цветом лица, ногтями и т.д. А то получается, что вся энергия уходит в действие, в судорожные попытки получше воплотить идеал и с наиболее сильной отдачей использовать воплощенное. А ведь быть женщиной - это не какое-то отдельное чувство, которое нужно тщательно строить, культивировать, поливать и подрезать. То есть первый шаг, мне кажется, это принятие, что нет никакого особого "чувства женщины", и что осознание собственного пола не должно зависеть от каких-то внешних атрибутов и их оценки социумом. Я женщина - и чувствую себя женщиной, хоть с длинными волосами, хоть с короткими, хоть бритая налысо, и никто мне не может сказать, что это не так.
В общем, вы женщина? Закройте глаза. Что вы чувствуете? Вот это и есть оно, ощущение себя женщиной.
Например, сегодня там спрашивают о том, как почувствовать себя женщиной, а то вроде бы все правила женственности соблюдены с точностью, а ощущений обещанных все нет.
Я девушка, мне 23 года. Я объективно привлекательна, стройна, женственна.
Проблема в том, что я будто не чувствую себя женщиной. Ощущение, что я осталась где-то на уровне школьницы лет 15, у которой уже есть грудь и она не знает, что с ней делать.
У меня длинные волосы, маникюр-педикюр, каждое утро старательно выравниваю цвет лица и рисую идеальные брови, ношу платья, каблуки, а еще люблю очень свою кожаную юбку.
Постойте, подумала я, что-то очень похоже на классический imposter syndrome: вроде бы все сделано как надо, и брови даже идеально нарисованы, платья-каблуки-локоны - но при этом остается чувство фальши. Как будто ты не на своем месте, а только притворяешься. Пробрался на это место обманом, и вот скоро придут, обнаружат, с позором погонят.
А почему так? Мне кажется, дело тут в том, что авторка купилась на конструкт женственности: будто бы быть женщиной - это значить собирать нужные для этого атрибуты
Но проблема в том, что в случае с другими достижениями (например, написанием гениального романа, постройкой ракеты или даже, скажем, преподаванием) - между внутренними способностями и внешними достижениями есть прямая связь, и imposter syndrome появляется только в тех случаях, когда по каким-то причинам эта связь не до конца распознается. А вот в случае "постройки" женственности такой связи нет. Ну нет ее - все то, что описала бедная авторка, все эти маникюры-педикюры, искусственно-ровный цвет лица, идеальные брови и т.д. никак прямо не связаны с ее полом. Соответственно, присутствие или отсутствие этих атрибутов само по себе никак не может делать кого-то более или менее женщиной, а только может приводить этого кого-то в более или менее близкое соответствие с неким идеальным образом с картинки журнала.
Но штука-то тут в том, что соответствие идеальному образу может быть только более или менее близким - точным оно быть не может. Более того, даже максимально приблизившись к такому идеальному образу, женщина неизбежно испытывает разочарование, так как образ этот полностью экстернален, и никак не связан с реальным человеком, который его носит. Получается, что женщина как бы "гостит" в своем собственном теле, тщательно построенным в соответствии с гос-стандартами, и чувствует себя, как она сама говорит, школьницей, "у которой уже есть грудь и она не знает, что с ней делать." И, мне кажется, в этом и ответ. Чтобы быть женщиной, не обязательно что-то делать с грудью, бровями, цветом лица, ногтями и т.д. А то получается, что вся энергия уходит в действие, в судорожные попытки получше воплотить идеал и с наиболее сильной отдачей использовать воплощенное. А ведь быть женщиной - это не какое-то отдельное чувство, которое нужно тщательно строить, культивировать, поливать и подрезать. То есть первый шаг, мне кажется, это принятие, что нет никакого особого "чувства женщины", и что осознание собственного пола не должно зависеть от каких-то внешних атрибутов и их оценки социумом. Я женщина - и чувствую себя женщиной, хоть с длинными волосами, хоть с короткими, хоть бритая налысо, и никто мне не может сказать, что это не так.
В общем, вы женщина? Закройте глаза. Что вы чувствуете? Вот это и есть оно, ощущение себя женщиной.
no subject
Date: 2015-02-02 08:39 pm (UTC)я после прочтения "очень люблю свою кожаную юбку" уже ни на какие мысли не была способна!
no subject
Date: 2015-02-02 11:19 pm (UTC)но если серьезно, то это уже следующий шаг. просто юбку надеть не работает, так значит, мало стараемся. надо еще ее и любить! возможно, даже страстно.
no subject
Date: 2015-02-02 08:41 pm (UTC)no subject
Date: 2015-02-02 08:50 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-02 09:23 pm (UTC)no subject
Date: 2015-02-02 11:34 pm (UTC)p.s. вот, вы гораздо лучше меня сформулировали!
(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-03 03:59 am (UTC)Доктор, это эпидемия?
(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-02 09:29 pm (UTC)no subject
Date: 2015-02-02 11:42 pm (UTC)Не всегда отпускает.
no subject
Date: 2015-02-02 09:34 pm (UTC)no subject
Date: 2015-02-02 11:37 pm (UTC)проблема-то не в них, а в том, что на них возлагается задача постройки идентичности. причем настолько круто возлагается, что авторка поста чувствует, будто до атрибутов не дотягивает. они - сами по себе, как киборг, а она где-то отдельно телепается.
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-02 09:34 pm (UTC)no subject
Date: 2015-02-02 11:38 pm (UTC)ты права.
что делать с грудью для ощущения женственности?
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-02 10:24 pm (UTC)как там с оргазмами? ? )))
no subject
Date: 2015-02-02 11:40 pm (UTC)ты знаешь, не уверена. конечно, бинарности и все такое, но я себя с очень маскулинными мужчинами никогда не чувствовала более женщиной. скорее чувствовала себя не совсем человеком.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-03 04:01 am (UTC)Слишком прекрасно, в больших количествах не вынести))
no subject
Date: 2015-02-03 04:05 am (UTC)no subject
Date: 2015-02-03 05:36 am (UTC)no subject
Date: 2015-02-03 08:05 pm (UTC)Например, пример с руками. Я правша. Я ощущаю свои руки по-разному. Но это ощущение не является само по себе какой-то отдельной категорией. Просто я чувствую правую руку гораздо больше (что логично - я ее больше использую, и значит соответствующие участки мозга у меня развиты больше). То есть это чувство - оно просто часть моего общего человеческого самоощущения.
А все остальное - это уже социальные категории. Право-лево, dexter-sinister, общество, заточенное под правшей, и т.д. Или - женственность, гендерная иерархия, сексуализация, и т.д.
no subject
Date: 2015-02-03 05:49 am (UTC)А если серьёзно, хоть этот страх меня миновал. О_о
no subject
Date: 2015-02-03 06:41 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-03 08:13 am (UTC)Рупсихолог - зло.
no subject
Date: 2015-02-03 08:07 pm (UTC)сначала все сбреем.
потом все опять же дружно нарисуем.
no subject
Date: 2015-02-03 08:14 am (UTC)no subject
Date: 2015-02-03 08:09 pm (UTC)ну ладно, бывает совсем уж идеальная кожа, но это ведь редко. и даже та - то венка бьется под кожей, то чего-то покраснело-заблестело.
кстати, этим и виден даже самый искусно нанесенный тональник - ровный цвет лица, который в природе не встречается.
no subject
Date: 2015-02-03 08:51 am (UTC)(хотя куда уж мне: ни волос, ни маникюра, ни бровей, ни платьев-каблуков, а из кожаных предметов одежды только косуха, но любовь к ней вряд ли добавляет мне очков "женственности"). мне вообще интересно, что бы это могло значить. я с тех пор, как стала над этим задумываться, все пытаюсь себя поймать на чувствовании себя женщиной, но безрезультатно пока. я себя чувствую собой, наверно, в этом загвоздка. так что при попытках умозрительно отбросить социальный и физиологический аспекты самовосприятия неизменно остается только вот это "я", без всяких детерминантов. потому мне всегда интересно, как другие эту самую пресловутую женскость чувствуют. но все, что до сих пор приходилось слышать/читать, каждый раз снова сводится к - опять двадцать пять! - каблукам-юбкам-косметике-мужскому вниманию. брр.no subject
Date: 2015-02-03 08:10 pm (UTC)Я не думаю, что кто-то "чувствует" женственность. Но мне интересно, как, по мнению гуру, она должна чувствоваться.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-03 08:59 pm (UTC)no subject
Date: 2015-02-03 09:02 pm (UTC)Вообще, со всем согласна! Меня всегда поражало, как от некоторых женщин, которые по некоторым показателям далеки от стандарта женственности (каким бы он ни был, о боже мой), прямо таки эманируют вот что-то такое, на них смотришь и диву даёшься, насколько всё гармонично (я думаю, это ключевое слово) и - да-да - женственно :)
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2015-02-06 01:20 am (UTC)Это когда воспринимаешь мир без слов, не какой-то логикой, а просто наполняешься им (ну, потом можно и в слова что-то перевести, если очень нужно). Как открытый сосуд ходишь. Кстати, часто неудобно: полностью никогда не закрыться. Но чаще приятно.
И все время принимаешь формы, рядом с которыми оказываешься. Так что почти забываешь о собственной, хотя она есть. Гнешься, не ломаешься... Как вода...
А грудь... Ну, она просто есть... :)))
no subject
Date: 2015-02-06 01:37 am (UTC)Прямо из беседы в комментариях видно, что практически все женщины, которые тут пишут (включая меня), воспринимают мир логикой, активно используют слова, могут закрыться от мира так же успешно, как и мужчины, и вполне себе имеют свою собственную форму. Или нас можно не считать женщинами?
То, что так себя чувствуете лично вы, будучи женщиной, не значит, что это какое-то общее определение того, как себя должны чувствовать женщины.
И, честно говоря, звучит достаточно неаппетитно.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: