queyntefantasye: (Default)
[personal profile] queyntefantasye
Постановки трагедий Шекспира (если мы не говорим об исторических пьесах) зачастую игнорируют политический аспект и показывают события как некую аллегорию, происходящую как бы вне времени и политики. Это особенно четко видно в постановках "Гамлета", где главный герой символизирует собой то интеллектуальную пассивность и чуть ли не нигилизм, то эпоху гуманизма, приходящую на смену жестокому средневековью (луч света в темном царстве). Знаменитый фильм Лоуренса Оливье начинается словами: “This is the tragedy of a man who could not make up his mind” (это трагедия человека, который никак не мог принять решение). Соответственно, явление в конце пьесы Фортинбраса, который как раз только и делает, что принимает решения о том, на кого бы еще напасть, кажется скорее облегчением, и многие неудобные вопросы (как там дела в Польше? что он все-таки делает в Дании? какой из такого молодого и амбициозного принца правитель?) остаются незаданными.

"Макбету" в этом смысле повезло гораздо больше: все-таки там без политики ну никак не обойтись, борьба за власть в пьесе совсем не абстрактная. Роман Полянски не так давно снял очень крепкую версию, красивую, шотландский колорит, и конец неоднозначный – напоминает нам, что братьев было двое, а королем стал только один. А где второй? А вот он второй, направляется искать ведьм для нового пророчества. Орсон Уэллс тоже в свое время сделал интересную обработку в стиле вуду, с интернациональным колоритом. Но опять же, англо-шотландский конфликт остается за кадром: главное – вернуть законного короля, а методы необязательно обсуждать.

Но, судя по всему, теперь пошла обратная тенденция, что замечательно: в 2015 были две сильные постановки, в разной мере подчеркивающие политический конфликт – "Гамлет" Бенедикта Камбербэтча и фильм "Макбет" Майкла Фассбендера.

Начну c Камбербэтча – единственная виденная мной постановка, где настолько сильно привлекается внимание к угрозе вторжения и вообще к теме милитаристической экспансии. Король с королевой ждут новостей из Норвегии на сцене, оформленной как военный штаб: полевые телефоны на столе, атмосфера напряженного ожидания, все готовы к объявлению войны. И действительно: не отзови дядя племянника, Дании срочно пришлось бы вооружаться. Когда приходят радостные новости об отмене атаки, все присутствующие ликуют (а обычно этот момент если и фигурирует, то проходит вяло и особо не отмечается).

Эта тема осадного положения снова подчеркивается и тем, как оформлено безумие Гамлета: к метатеатральной пьесе-в-пьесе добавляется замок-в-замке. На сцене стоит игрушечный замок в человеческий рост, охраняемый двумя деревянными солдатами, а третий – сам Гамлет, марширующий с ружьем. Во второй половине пьесы стирается граница между внутренним и внешним (благоустроенный замок с логичными порядками, который нужно охранять от внешнего хаоса), и сцена, даже когда действие происходит внутри, засыпана землей, как после бомбежки или спустя годы запустения – знакомые предметы смотрятся дико, замок полуразрушен, будто не смог выдержать постоянного давления извне. Более того, эта постановка включает в себя сцену, в которой Гамлет беседует с офицером Фортинбраса об их наступлении на Польшу, что замечательно. Так как эта сцена вырезана из Фолио, она зачастую выбрасывается, и зритель оказывается еще более не готов к появлению Фортинбраса на сцене в самом конце.

К сожалению, концовка пьесы не оправдала моих ожиданий; вообще, у меня было такое впечатление, что к конце все, включая режиссера, дико устали от всех этих треволнений и попытались по-быстрому свернуть действие. Ведь казалось бы, они так успешно привлекли наше внимание к политике, нарисовали стрелочку к Фортинбрасу, все приготовили к финалу. А в финале выходит Фортинбрас один (один! Без английских послов! То есть Розенкранц и Гилденштерн вообще пропали безвести), без хотя бы тех четырех офицеров, которые должны убирать тела, без солдат, и чего-то там быстренько переговаривает с Горацио. Такое впечатление, что он просто прогуливался мимо и решил зайти на огонек. И вот так все старания просто насмарку.

Далее про фильм Фассбендера.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.
Page generated Oct. 19th, 2017 12:35 pm
Powered by Dreamwidth Studios