queyntefantasye: (Default)
queyntefantasye ([personal profile] queyntefantasye) wrote2015-02-01 10:12 pm

вздохи о несбывшемся в чеховской "Чайке"

Сегодня ходили на чеховскую "Чайку" в постановке Canadian Stage Company. Очень интересно поставлено: особенно мне понравилась Маша - актрису выбрали очень современного типа (вот тут она справа, смотрит пьесу Константина), и двигается она размашисто, и говорит, в принципе, как я ожидала бы от канадской девушки ее возраста. Как результат, ее страшно жалко. Прямо видится сегодняшняя девушка, которую загнали в девятнадцатый век, да еще и в рамки ее социальной позиции, в деревню, и оставили мизерный выбор - либо страдать от любви к сыну хозяйки, либо выйти-таки замуж за нелюбимого, родить ему моментально ребенка, и жить при нем, медленно, по кусочкам умирая (его тоже жалко, но по другим причинам).

Заинтересовало то, что в пьесе рефреном звучит мужская жалоба на несбывшееся. Женщины все куда-то рвутся, пытаются бороться, гнуть свою линию, а мужчины (за исключением Константина, который, впрочем, тоже все норовит застрелиться) возводят очи горе и вздыхают, что жизнь прошла. Пожилой дядюшка хотел стать писателем, а еще жениться, да всю жизнь так и просидел на тепленькой государственной работе; доктор повторяет, что ему "уже 55!" и никакие перемены в жизни невозможны; и даже знаменитый, состоявшийся Тригорин жалуется, что вот он все пишет, а жить и любить - не получается. При этом частично понятно, почему - даже бросаясь в омут любви с Ниной, он прагматично придерживает за собой позицию любовника Аркадиной.
То есть мужская эта жалоба смотрится, частично, каким-то дефектом памяти. Нине жаловаться некогда, она вся захвачена своими чувствами, помнит наизусть ту, первую запись в блокноте, у нее сбоит в мозгу: "Я чайка! я чайка!" А Тригорин уже стер из памяти всю эту заварушку, и изломанную Нину, лишенную даже родного дома, и их мертвого ребенка, - и искренне удивляется, когда вносят чучело чайки. Что за чайка, откуда она, зачем, что собой символизирует? Он уже вернулся в удобную ему нишу, там где можно только писать, а сердцем ни за кого болеть не надо, зато так сладко повздыхать об отсутствии истинного чувства.
Интересно, имел ли Чехов в виду такое разделение по гендеру, или само собой получилось?

И бонусным трэком: из "Диких жывотных сказок" Петрушевской, о постановке "Чайки" театром зверей - сказки "Сила искусства" и "Ямщик".

Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting