queyntefantasye: (Default)
[personal profile] queyntefantasye
В средневековой Англии очень почитали ребенка-мученика Св. Кенельма: гробница святого в Винчкомбе привлекала огромное количество паломников, и даже сам Джеффри Чосер упомянул его житие в своих знаменитых "Кентерберийских рассказах".

По легенде, записанной в Южно-Английском Сборнике Легенд (South English Legendary, 13-й век), Кенельм был наследным принцем в Мерсии, одном из англосаксонских королевств, и был коронован в семилетнем возрасте, после смерти родителей. Одна из старших сестер Кенельма, несколько возмущенная такой несправедливостью, организовала его убийство и заняла трон сама. Никто не знал, где похоронен мальчик: королева Квендрида запретила своим подданным упоминать его имя в попытки уничтожить саму память о законном короле. Единственной хранительницей памяти стала, гм, назначенная Богом белая корова, которая каждый день проводила на том месте, где зарыт мертвый мальчик. Она ничего не ела, но каждое утро волшебным образом давала молоко.

Но, конечно, вечно так продолжаться не может. И вот однажды, когда Папа Римский служит у себя в Риме мессу, с небес слетает белоснежный голубь с таким же белоснежным и даже сияющим посланием - кладет послание на алтарь и улетает обратно на небо.
Все, естественно, заинтригованы. И благодарят Христа за этот подарок.
Папа разворачивает послание - и (сюрприз!) не может его прочитать!

Потому что послание написано на английском.
А так как в легенде стоит девятый век, никто в Риме не знает этого варварского наречия.

Тут Римская Церковь внезапно понимает всю важность мультикультуральности и неизбежность глобализации, созывает представителей разных народностей; в конце концов прибывают послы и из Англии. Оказывается, что Бог прислал Папе Римское аллитеративное стихотворение:

"In Klent Coubache                   Kenelm kyngues sone
Liith onder ane thorne                is heved him bireved"
[В коровьей равнине (современный Clatterbach) в Кленте лежит под кустом Кенельм, королевский сын, потерявший голову.]

Представители церкви немедленно едут в Англию и эксгумируют тело святого ребенка (тут происходит некоторая потасовка между представителями разных епархий, т.к. все требуют мощи себе, предугадывая их популярность).
Кроме того, просят объяснений у королевы Квендриды. Та, очень неосмотрительно, клянется на Псалтыре, который как раз читает.
Говорит, что, мол, если это правда, то пусть у меня выпадут глаза.
И для пущей серьезности читает псалом. На латыни. Но почему-то задом наперед.

Ну, выпадают, конечно. Прямо на псалтырь.

Такая вот суровая и беспощадная английская легенда. Но очень логичная. Действительно, почему Бог должен писать письма на латыни?
Он же не ручной лев.

Date: 2015-06-05 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mamzel-rita.livejournal.com

Просто обожаю всякие религиозные рассказы, особенно, когда начинаю задавать вопросы по прочитанному, а мне толком не могут ответить и мычат так написано Библия /Каран /Тора .....

Date: 2015-06-05 10:39 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Ну, если у вас есть вопросы по прочитанному, можете мне их задать :)

Date: 2015-06-05 10:41 pm (UTC)
From: [identity profile] mamzel-rita.livejournal.com

Тут ясно и понятно)) прям сказка а не религия )))

Date: 2015-06-05 10:47 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Да, народная религия зачастую сказочна.
я за это ее и люблю.

Date: 2015-06-05 11:21 pm (UTC)
From: [identity profile] toujours-murr.livejournal.com
Вот откуда ноги у Крошечки-Хаврошески растут))

Date: 2015-06-05 11:21 pm (UTC)
From: [identity profile] toujours-murr.livejournal.com
И там тоже про глаза!)))

Date: 2015-06-05 11:27 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Ой, кстати, да.
Я еще выпустила часть про выросшее чудо-дерево к тому же. :)
Edited Date: 2015-06-05 11:27 pm (UTC)

Date: 2015-06-05 11:34 pm (UTC)
From: [identity profile] toujours-murr.livejournal.com
И у братьев Гримм есть похожая сказка... тюльпановое дерево, что ли)
В общем, как говорит Дао Пуха - "все на все похоже!"

Date: 2015-06-06 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Можжевельник там у них, кажется. "Juniper Tree."
я тоже про них думала!

я думаю, что у них общие корни. про Кенельма в этом смысле писали - что мифологические мотивы и т.д.

Date: 2015-06-06 02:03 am (UTC)
oryx_and_crake: (oryx_and_crake)
From: [personal profile] oryx_and_crake
Интересно пересечение с русской народной сказкой о Крошечке-Хаврошечке. Там тоже были злые сестры и волшебная корова.

Date: 2015-06-06 02:03 am (UTC)
oryx_and_crake: (oryx_and_crake)
From: [personal profile] oryx_and_crake
и убили, и косточки в землю закопали!

Date: 2015-06-06 02:04 am (UTC)
oryx_and_crake: (oryx_and_crake)
From: [personal profile] oryx_and_crake
а, меня уже опередили! все украдено до нас

Date: 2015-06-06 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] steblya-kam.livejournal.com
Оййй! Я уже третий человек, который откомментил на тему Крошечки-Хаврошечки.
А если серьёзно, то, по-видимому, в варварской Европе существовало поверье, что коровы могут служить посредниками между живыми и умершими членами семьи. Исландский судебник "Серый гусь" запрещает поклонение коровам (причём речь идёт не о коровах вообще, а о какой-то выделенной, специальной корове).

Date: 2015-06-06 04:28 am (UTC)
From: [identity profile] kot-shred.livejournal.com
а вот интересно, почему он святой. он же не за веру погиб, т.е. он невинноубиенный, но почему святой?

Date: 2015-06-06 05:50 am (UTC)
From: [identity profile] anna-frid.livejournal.com
Версия: потому что три чуда (уже посмертных)? Корова, записка в Рим, глаза?

Date: 2015-06-06 05:58 am (UTC)
From: [identity profile] kot-shred.livejournal.com
да, но чудеса не им творимы

Date: 2015-06-06 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Чудеса с ним ассоциируются.
С теологической точки зрения, вообще все чудеса совершаются не самим святыми, а "через" них.

Еще хотела добавить, что он, кажется, так и не был официально канонизирован.
то есть история с голубем и письмом, это как бы попытка популярной канонизации. мол, сам бог сказал лично папе римскому, и т.д.
Edited Date: 2015-06-06 05:31 pm (UTC)

Date: 2015-06-06 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-shred.livejournal.com
Спасибо, теперь у меня все уложилось

Date: 2015-06-06 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] self-loss.livejournal.com
Я не специалистка, но у меня такое впечатление, что в случаях с детьми-святыми фактора невинноубиенности иногда бывало достаточно, во всяком случае для народного почитания. А иногда и не только - канонизировали же в России царевича Дмитрия, пусть и с очевидной политической подоплекой (в русской традиции, правда, имеется чин страстотерпца, который весь про невинноубиенность и есть).
Впрочем, в России и такое есть: http://www.pravenc.ru/text/200323.html (но это все же местночтимые святые).

Date: 2015-06-06 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
(извините, из-за линка ваш комментарий ушел в спам сначала)

Мученичество или смерть за веру для канонизации вообще не нужны на самом деле.

А для народного почитания так и вообще - самые различные культы существовали, иногда очень забавные.

Date: 2015-06-06 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] steblya-kam.livejournal.com
А потому что прынц. Борис и Глеб тоже не за веру погибли. Это на самом деле очень характерно для Северной Европы - почитание как святых мирян королевских кровей, погибших в династических разборках.

Date: 2015-06-06 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-shred.livejournal.com
спасибо :)

Date: 2015-06-06 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
И вообще связь между святостью, мученичеством и верой всегда была предметом бурных дискуссий, вплоть до шестнадцатого века!

я хотела спросить - а вы славянским христианством занимались когда-нибудь?

Date: 2015-06-07 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] steblya-kam.livejournal.com
Я не очень-то, просто я дружу с Ф.Б. Успенским, который занимается в том числе и культами святых.

Date: 2015-06-12 11:33 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Это у него статья об образе коровы у скандинавов есть, да? как все сходится.

Date: 2015-06-13 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] steblya-kam.livejournal.com
Да, у него. Я ещё обсуждала с ним текст про скальдов, рассказывающих о своём детстве, и обратила внимание, что там оба архетипа - "ребёнок в золе" (Золушка) и "ребёнок с коровой" (Крошечка-Хаврошечка). Собсстно, оба возводятся к одному инварианту: "ребёнок, нелюбимый в своей семье, любим духами предков, которые ему помогают".

Date: 2015-06-28 09:08 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Очень интересно - спасибо!

Date: 2015-06-06 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] skeily-ramires.livejournal.com
Какая сказка!

Date: 2015-06-06 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Я за это так люблю средневековую житийную литературу, и вообще популярную религию.

Date: 2015-06-06 10:28 am (UTC)
From: [identity profile] alchemy-balance.livejournal.com
Боже, последние фразы совершенно увенчали пост.
*я всё время это говорю*

Date: 2015-06-06 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Я часто использую К.С. Льюиса, когда студентам объясняю средневековый католицизм! он же был вообще христианский теоретик. и медиевист.

Date: 2015-06-07 12:33 am (UTC)
From: [identity profile] alchemy-balance.livejournal.com
Спасибо! Почитаю.
*как бы я хотела быть вашей студенткой*

Date: 2015-06-11 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Спасибо. :) Но мне кажется, что дискуссии на добровольной основе все-таки веселее!

Date: 2015-06-06 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] steblya-kam.livejournal.com
О, ещё один сюжет с коровой! Интересненькая картинка вырисовывается (см. "Крошечка-Хаврошечка").

Date: 2015-06-06 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] hohkeppel.livejournal.com
Какой чудный сюжет, Голливуд с руками оторвет. Представила живописно стекающие по щекам глаза...да и корова, опять же...пиши сценарий!

Date: 2015-06-06 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Особенно если как-нибудь в стиле стим-панк это дело представить.
вообще это идея, конечно!

Date: 2015-06-06 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] atakagrizly.livejournal.com
Ой-ой-ой, а можно ссылку на источник? А то я Легендарий только на ранне-среднеанглийском нашла, а я на нём читаю плохо :(. А он мне по другому поводу нужен!

Date: 2015-06-06 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Да Легендарий полностью не переводился, даже на современный английский. Я в свое время издание D'Evelyn and Mill использовала.

А вас какие-то конкретные жития интересуют? есть отдельные переводы или статьи, которые дают частичный перевод. Вообще недавно вышел хороший сборник Rethinking South English Legendaries.

а по какому поводу нужен, если не секрет?

Date: 2015-06-06 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] atakagrizly.livejournal.com
Я про Бекета работу пишу, собираю разные варианты его жития.

Date: 2015-06-09 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
аааа. понятно.
нет, не встречалась мне эта версия в современном английском.
а у вас какая редакция легендария?

Date: 2015-06-10 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] atakagrizly.livejournal.com
Да я тоже D'Evelyn and Mill пользовалась. Пришлось коллег просить помочь с переводом.

Date: 2015-06-11 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Да, к сожалению, я других источников не знаю.
Medieval Dictionary Online мне очень помог (он free-access, если еще нужно).
Если чем-то могу помочь, то с удовольствием могу попробовать. :)

Date: 2015-06-06 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] v-chest-rechi.livejournal.com
Класс. Как раз вспоминала недавно, как любила в школе истории про еретиков и то, как церковь лажала раз за разом.
Про льва не поняла - это к чему-то конкретному отсылка?

Date: 2015-06-06 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
К книгам про Нарнию К.С. Льюиса. Неужели они обошли вас стороной? :)

Date: 2015-06-07 02:20 am (UTC)
From: [identity profile] v-chest-rechi.livejournal.com
Никак нет, но коснулись в одной точке - слишком быстро меня настиг гаррепоттер. Не перечитывала сто раз :/ недавно как раз был разговор с подругой, как она читала про лукум и думала, что это что-то похожее на чикен ло-мейн, такое же вкусное :)

Date: 2015-06-12 11:34 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
Нарния Гарри Поттеру не мешает! *наставительно*

а Лев Гроссман вас не настиг пока?

Date: 2015-06-13 05:26 am (UTC)
From: [identity profile] v-chest-rechi.livejournal.com
Настиг, в середине (sic!) потеряла всякий интерес и бросила, плюясь. Sexist - for no good reason! Да и вообще, главная идея же вроде, что гарепотер и нарния ошибались - в мире есть магия, а все все равно унылые и недовольные.

Date: 2015-06-28 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] queyntefantasye.livejournal.com
А меня он поразил в самое сердце - страшно первая книга мне понравилась. Очень интересные вещи она делает с жанром. :)

Date: 2015-06-13 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] belka-unit.livejournal.com
Чудная сказка) Спасибо.

Profile

queyntefantasye: (Default)
queyntefantasye

January 2017

S M T W T F S
123 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 19th, 2017 12:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios